Благородная традиция толкования Kорана
Мир сегодня сотрясается от коварных, бесчеловечных действий мусульманских экстремистов, считающих духовной основой всех своих “деяний” ислам – религию, основой которой является Коран. Их фанатичная борьба с “неверными” – представителями других вероисповеданий – сочетается с другой формой мракобесия – кровопролитным противостоянием внутри собственных кланов. Человечество прошло через жестокий фанатизм католических крестовых походов 11-го – 13-го веков и множество других религиозных конфликтов. Но нынешнее цивилизованное человечество оказалось перед столь огромной опасностью, какой на земле, думаю, еще не было. Набирающий силу исламский фундаментализм четко направлен на уничтожение той цивилизации, которая является формой нашего с вами существования, уважаемые читатели. А ведь на самом деле ислам требует от человека “создавать и поддерживать условия, при которых смогут процветать мир, справедливость, и благодетель”. Так написано в труде Саида Абуль Аля Маудуди “Эстетические воззрения ислама”.
Я, естественно, далеко не специалист в теологии, но обычный здравый смысл позволяет мне считать, что сегодня ислам в серьезной мере замусорен привнесенными безответственными воззрениями, не имеющими ничего общего с его основополагающими идеями. Никто не сможет убедить нас в том, что разгул терроризма, в частности, преступления террористов-смертников, являются реализацией тех самых высоких идей.
И приходит в голову такое рассуждение. Один из крупных российских драматургов 20-го века высказал мысль о том, что информация должна быть для человека камнями под ноги, а не камнями на голову. То есть она должна позволить человеку подняться на новую высоту осмысления жизни, а не лишить его возможности нормального мышления. Вот и думается, что, к великому сожалению, сегодняшнее внедрение ислама в сознание многих и многих мусульман стало поистине камнями на их головы. И это явление порождено некомпетентными и безответственными авантюристами от ислама.
Ну, а теперь давайте несколько минут посвятим Корану и иджтихаду, чтобы стало понятнее то, что вам предлагается прочесть ниже.
Коран – религиозная книга, священная для приверженцев всех мусульманских направлений. Она стала основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского. Как считают мусульмане, книга передавалась Аллахом пророку Мухаммаду частями на протяжении 22 лет через архангела Джебраила и с тех пор существует в неизменном виде.
А теперь – об иджтихаде. Так называются новые суждения и принципы, выводимые на основе Корана теологами, которые имеют соответствующую квалификацию. Но прежде представлю шейха Ахмада Кафтаро – верховного муфтия Сирии. Он считается одним из авторитетнейших лидеров мусульман всего мира. Для многих мусульман он стал духовным наставником. Шейх Ахмад Кафтаро назвал иджтихад отличительной чертой ислама.
Иджтихад, по его мнению, является прямым следствием гибкости мусульманского вероучения. Он позволяет исламу сохранять свою силу, актуальность и привлекательность в любую эпоху и в любой точке земного шара, а также впитывать в себя достижения каждого периода развития человечества. Тот, кто говорит, что двери иджтихада закрыты, фактически выносит Исламу смертный приговор. Он делает Ислам безжизненной религией, устраняя из него движение и развитие и лишая его возможности искать решения все новых и новых проблем, возникающих с каждой эпохой.
Специалисты в области религии, аналитики и журналисты активно обсуждают роль и место ислама в современном мире. Сторонники реформирования ислама считают, что мусульманам сегодня наглухо закрыты двери к свободе мысли и что учение Корана без иджтихада не может соответствовать нормам современной жизни. Фундаменталисты, напротив, отвергают любые дискуссии на эту тему.
На сайте “Voice of America” (VOA) опубликованы высказывания журналистки из Канады, ярой сторонницы реформирования ислама, которую “Нью-Йорк таймс” назвала “жупелом для Усамы бин Ладена, – Иршад Манджи. Она убеждена, что мусульманам надо вернуться к древней традиции иджтихада – толкованию сложных правовых вопросов, на которые ни Коран, ни пророк не давали прямых ответов.
В указанной публикации размышления журналистки чередуются с соображениями профессора Имада ад-Дин Ахмада, специалиста по религии, директора Института "Минарет Свободы". Профессор Ахмад принципиально поддерживает мнение Иршад Манджи и указывает: “Многие мусульмане понимают, что статус ислама как религии сегодня находится под большим вопросом. Но любым реформам учения должны предшествовать широкие и глубокие дискуссии”.
Публикация подготовлена Наджией Бадыковой.
Ниже вы можете прочесть, уважаемые читатели, несколько фрагментов из публикации VOA. Полагаю, вам будет интересно ознакомиться с ними.
Иршад Манджи, журналистка из Канады, говорит по поводу иджтихада:
"Это действительно традиция, а не случайная выдумка, привнесенная с Запада. Тысячу лет назад исламская цивилизация была главной кладовой знаний о мире, лидировала в области изобретений – как раз благодаря традиции свободного толкования Корана в соответствии с меняющимися условиями".
Фундаменталисты, отмечает Иршад Манджи, считают, что в иджтихаде нет необходимости и что его современное возрождение направлено на разрушение ислама: "Это не новое явление. В конце XI века по политическим причинам врата иджтихада если не забили наглухо, то основательно прикрыли. Такое было сделано по политическим, а не по религиозным или богословским соображениям. Поэтому не будет никакой ереси, если мусульмане возродят традицию независимого мышления".
"До недавнего времени, – говорит профессор Ахмад, – многие мусульмане думали, что они не могут обсуждать каноны ислама; они верили, что все делалось и делается согласно божественному промыслу, прописанному в Коране. Но если обратиться к Корану, то можно обнаружить, что многие его общие положения и даже отдельные слова сегодня имеют совершенно другое значение, чем в прошлом. Сам ислам не меняется, но со временем меняется наше понимание ислама. Мы не утверждаем, что догмы эпохи становления ислама были неверны, – они просто неприменимы к современности".
"В Коране в три раза больше призывов думать, анализировать и размышлять, чем конкретных установлений на то, что хорошо и что плохо, – отмечает Иршат Манджи. – Сегодня мы, мусульмане, игнорируем главы Корана, призывающие нас мыслить, и узко концентрируемся на законах. И в этом смысле мы низводим Коран и ислам на гораздо более низкую ступень по сравнению с высотой, на которой он находился в прошлом и может находиться в будущем".
"Пересмотреть не значит переписать, - продолжила Иршат Манджи. – Нас, иджтихадистов, все время в этом обвиняют: вы, мол, хотите переписать Коран. Совсем нет! В Коране множество прекрасных стихов о многообразии, плюрализме, о равенстве полов, о собственном достоинстве каждого… Именно эти стихи остаются без внимания в нынешнем политическом противостоянии многих мусульман Западу".
Вопрос, кому разрешается заниматься иджтихадом, переосмыслением ислама, предельно ясен для профессора Ахмада: это дело специалистов. «Если вы, например, хотите заниматься врачебной деятельностью, – пожалуйста! Но сначала надо изучить предмет и получить звание врача. Аналогичная ситуация с иджтихадом... Проблема с иджтихадом состоит в том, что очень многие под предлогом иджтихада пытаются навязать верующим собственное мнение или предрассудки”.
Я, естественно, далеко не специалист в теологии, но обычный здравый смысл позволяет мне считать, что сегодня ислам в серьезной мере замусорен привнесенными безответственными воззрениями, не имеющими ничего общего с его основополагающими идеями. Никто не сможет убедить нас в том, что разгул терроризма, в частности, преступления террористов-смертников, являются реализацией тех самых высоких идей.
И приходит в голову такое рассуждение. Один из крупных российских драматургов 20-го века высказал мысль о том, что информация должна быть для человека камнями под ноги, а не камнями на голову. То есть она должна позволить человеку подняться на новую высоту осмысления жизни, а не лишить его возможности нормального мышления. Вот и думается, что, к великому сожалению, сегодняшнее внедрение ислама в сознание многих и многих мусульман стало поистине камнями на их головы. И это явление порождено некомпетентными и безответственными авантюристами от ислама.
Ну, а теперь давайте несколько минут посвятим Корану и иджтихаду, чтобы стало понятнее то, что вам предлагается прочесть ниже.
Коран – религиозная книга, священная для приверженцев всех мусульманских направлений. Она стала основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского. Как считают мусульмане, книга передавалась Аллахом пророку Мухаммаду частями на протяжении 22 лет через архангела Джебраила и с тех пор существует в неизменном виде.
А теперь – об иджтихаде. Так называются новые суждения и принципы, выводимые на основе Корана теологами, которые имеют соответствующую квалификацию. Но прежде представлю шейха Ахмада Кафтаро – верховного муфтия Сирии. Он считается одним из авторитетнейших лидеров мусульман всего мира. Для многих мусульман он стал духовным наставником. Шейх Ахмад Кафтаро назвал иджтихад отличительной чертой ислама.
Иджтихад, по его мнению, является прямым следствием гибкости мусульманского вероучения. Он позволяет исламу сохранять свою силу, актуальность и привлекательность в любую эпоху и в любой точке земного шара, а также впитывать в себя достижения каждого периода развития человечества. Тот, кто говорит, что двери иджтихада закрыты, фактически выносит Исламу смертный приговор. Он делает Ислам безжизненной религией, устраняя из него движение и развитие и лишая его возможности искать решения все новых и новых проблем, возникающих с каждой эпохой.
Специалисты в области религии, аналитики и журналисты активно обсуждают роль и место ислама в современном мире. Сторонники реформирования ислама считают, что мусульманам сегодня наглухо закрыты двери к свободе мысли и что учение Корана без иджтихада не может соответствовать нормам современной жизни. Фундаменталисты, напротив, отвергают любые дискуссии на эту тему.
На сайте “Voice of America” (VOA) опубликованы высказывания журналистки из Канады, ярой сторонницы реформирования ислама, которую “Нью-Йорк таймс” назвала “жупелом для Усамы бин Ладена, – Иршад Манджи. Она убеждена, что мусульманам надо вернуться к древней традиции иджтихада – толкованию сложных правовых вопросов, на которые ни Коран, ни пророк не давали прямых ответов.
В указанной публикации размышления журналистки чередуются с соображениями профессора Имада ад-Дин Ахмада, специалиста по религии, директора Института "Минарет Свободы". Профессор Ахмад принципиально поддерживает мнение Иршад Манджи и указывает: “Многие мусульмане понимают, что статус ислама как религии сегодня находится под большим вопросом. Но любым реформам учения должны предшествовать широкие и глубокие дискуссии”.
Публикация подготовлена Наджией Бадыковой.
Ниже вы можете прочесть, уважаемые читатели, несколько фрагментов из публикации VOA. Полагаю, вам будет интересно ознакомиться с ними.
Иршад Манджи, журналистка из Канады, говорит по поводу иджтихада:
"Это действительно традиция, а не случайная выдумка, привнесенная с Запада. Тысячу лет назад исламская цивилизация была главной кладовой знаний о мире, лидировала в области изобретений – как раз благодаря традиции свободного толкования Корана в соответствии с меняющимися условиями".
Фундаменталисты, отмечает Иршад Манджи, считают, что в иджтихаде нет необходимости и что его современное возрождение направлено на разрушение ислама: "Это не новое явление. В конце XI века по политическим причинам врата иджтихада если не забили наглухо, то основательно прикрыли. Такое было сделано по политическим, а не по религиозным или богословским соображениям. Поэтому не будет никакой ереси, если мусульмане возродят традицию независимого мышления".
"До недавнего времени, – говорит профессор Ахмад, – многие мусульмане думали, что они не могут обсуждать каноны ислама; они верили, что все делалось и делается согласно божественному промыслу, прописанному в Коране. Но если обратиться к Корану, то можно обнаружить, что многие его общие положения и даже отдельные слова сегодня имеют совершенно другое значение, чем в прошлом. Сам ислам не меняется, но со временем меняется наше понимание ислама. Мы не утверждаем, что догмы эпохи становления ислама были неверны, – они просто неприменимы к современности".
"В Коране в три раза больше призывов думать, анализировать и размышлять, чем конкретных установлений на то, что хорошо и что плохо, – отмечает Иршат Манджи. – Сегодня мы, мусульмане, игнорируем главы Корана, призывающие нас мыслить, и узко концентрируемся на законах. И в этом смысле мы низводим Коран и ислам на гораздо более низкую ступень по сравнению с высотой, на которой он находился в прошлом и может находиться в будущем".
"Пересмотреть не значит переписать, - продолжила Иршат Манджи. – Нас, иджтихадистов, все время в этом обвиняют: вы, мол, хотите переписать Коран. Совсем нет! В Коране множество прекрасных стихов о многообразии, плюрализме, о равенстве полов, о собственном достоинстве каждого… Именно эти стихи остаются без внимания в нынешнем политическом противостоянии многих мусульман Западу".
Вопрос, кому разрешается заниматься иджтихадом, переосмыслением ислама, предельно ясен для профессора Ахмада: это дело специалистов. «Если вы, например, хотите заниматься врачебной деятельностью, – пожалуйста! Но сначала надо изучить предмет и получить звание врача. Аналогичная ситуация с иджтихадом... Проблема с иджтихадом состоит в том, что очень многие под предлогом иджтихада пытаются навязать верующим собственное мнение или предрассудки”.