Когда мы были молодые...
Уважаемые читатели! Мне хочется предложить вашему вниманию несколько фрагментов из своей повести-эссе "Боюсь не смерти я...", которые ранее не были опубликованы в нашей газете. Для чего? Просто я воинствующе настроен на защиту нравственного достоинства своего поколения, – достоинства, которое сегодня кое у кого вызывает скепсис и иронию. Дескать, мы были наивными романтиками, не умели красиво жить, были загипнотизированы и ослеплены песнями типа "жила бы страна родная – и нету других забот...". А значит, наша жизненная философия, наше мироощущение безнадежно устарели, как и та эпоха, в которой нам довелось "корячиться" в трудах и заботах о своей стране на другой стороне земного шара.
Лично мне не приходилось сыто и самодовольно рассуждать о том, как жить "по-настоящему": трезво, мудро и красиво. Я просто десятки лет вместе с огромной когортой единомышленников отдавал силы и вдохновение развитию нефтегазовой отрасли государства – естественной основы его благосостояния, поскольку Б-г одарил нашу страну, в отличие от большинства, несметными природными богатствами. И нелепо было бы только умиляться их залежам, подобно Плюшкину, сидящему на своих сундуках.
Да, мы вдохновенно трудились для страны – и были счастливы.
И еще в студенческих аудиториях профессора-патриоты воспитывали нас как будущих государственников, а не как нефтяных коммерсантов. Те расцвели позже и на другой почве. На той же почве ельцинских времен погибала моя любимая отраслевая наука, в частности орденоносный институт буровой техники, где я трудился...
В годы студенчества я мечтал стать когда-нибудь и писателем, поэтому мои мысли не могли не отражать этого желания.
И вот что я сейчас сделаю. Покажу вам, уважаемые читатели, несколько фрагментов из своих студенческих дневников. Это было написано приблизительно 60 лет назад. Возможно, кто-то решит, что некоторые из моих давних мыслей ныне достойны лишь помойки. А то и все их – на помойку...
С интересом узнал бы альтернативные нравственные ценности людей, для кого неприемлемы те мои мысли.
Лично мне не приходилось сыто и самодовольно рассуждать о том, как жить "по-настоящему": трезво, мудро и красиво. Я просто десятки лет вместе с огромной когортой единомышленников отдавал силы и вдохновение развитию нефтегазовой отрасли государства – естественной основы его благосостояния, поскольку Б-г одарил нашу страну, в отличие от большинства, несметными природными богатствами. И нелепо было бы только умиляться их залежам, подобно Плюшкину, сидящему на своих сундуках.
Да, мы вдохновенно трудились для страны – и были счастливы.
И еще в студенческих аудиториях профессора-патриоты воспитывали нас как будущих государственников, а не как нефтяных коммерсантов. Те расцвели позже и на другой почве. На той же почве ельцинских времен погибала моя любимая отраслевая наука, в частности орденоносный институт буровой техники, где я трудился...
В годы студенчества я мечтал стать когда-нибудь и писателем, поэтому мои мысли не могли не отражать этого желания.
И вот что я сейчас сделаю. Покажу вам, уважаемые читатели, несколько фрагментов из своих студенческих дневников. Это было написано приблизительно 60 лет назад. Возможно, кто-то решит, что некоторые из моих давних мыслей ныне достойны лишь помойки. А то и все их – на помойку...
С интересом узнал бы альтернативные нравственные ценности людей, для кого неприемлемы те мои мысли.
Думаю, человек без мечты, без страстной цели – слеп. Слепой, попав в весенний сад, может пощупать отдельные цветочки, может погладить молодую травку, но всей прелести пробудившейся природы он осознать не может. Точно так же человек без ясной мечты, без насыщенной внутренней жизни не может познать всей красоты, всего богатства мира, в котором он живет. В конце концов он обычно или покорно смиряется со своей слепотой, или, в утешение себе, начинает считать себя "трезвым" человеком, но в этом несколько воинственном образе по существу являет собой заурядного, тусклого мещанина.
* * * Совсем недолго длится послевоенное время, но кое-кто из нашей молодежи, уже привыкнув к легкой, благополучной жизни, перестал остро ощущать, благодаря чему может так жить. Благодаря подвигам и огромному труду старших поколений! Но не хочу быть проповедником. Меня привлекает другой путь: требуй от себя всей возможной пользы для людей, никогда не старей душой, будь принципиальным и знай, что коллектив, в котором ты живешь, хоть медленно и незаметно, но всё же прочувствует и твою страсть к полнокровной жизни, и твоё желание видеть каждого человека прекрасным. А такое не может не быть в какой-то мере действенным. Вот какая ненавязчивая миссия мне по душе... |
Автор в студенческие годы
|
* * *
Многие начинающие поэты часто становятся похожими по темам и по стилю на "заупокойных" декадентских стихотворцев. В стихотворениях таких ребят мысли и чувства рисуются гораздо более мрачными, призрачными и запутанными, чем они есть на самом деле. Дело в том, что этим авторам хочется писать как-то оригинально, по-своему, поэтому они боятся скатиться в болото идейных рифмоплётов, безвкусные, бесталанные стихи которых часто "красуются" в наших газетах...
Надо понимать, что человеку мешают стать настоящим поэтом две вещи: бесталанность и безыдейность. Настоящий поэт – это талант плюс бесконечная работа над своим мировоззрением. Нельзя, боясь "идейного рифмоплётства", обкрадывать свою духовную жизнь. Работая упорно над развитием в себе таланта, надо не отступать от своих естественных волнений, тревог, радостей, душевных порывов.
Убежден, что талант неизменно расцветал и будет расцветать только на передовом мировоззрении, и надо всегда трезво понимать, что не высокая идея портит "идейные стишки" рифмоплётов, не обращение к старой теме, а бесталанность.
* * *
Я не хочу писать много литературных сочинений. Моя мечта – написать хотя бы одну книгу, возможно, небольшую, но такую, чтобы она на самом деле помогала людям жить. Для этого надо самому пройти сложную и бурную жизнь. Такую жизнь мне даст инженерная работа.
* * *
Мне кажется, я изложил правильные мысли сегодня, когда писал письмо в Ангарск, родителям. Там отметил вот что.
Главное – быть честным человеком и не лентяем по натуре. Нечестность – самый первый результат эгоизма и самомнения, и из нечестности разрастаются все человеческие мерзости.
А бурного океана жизни бояться нечего. Только сама жизнь может привести человека к его истинному месту среди людей.
Нет большой жизни без борьбы и дерзаний, нет борьбы и дерзаний без риска ошибиться. Ошибки роста и страстных порывов не страшны, если человек честен.
Не каждый человек быстро находит своё место в человеческом общежитии, не каждую мечту, которой человек иногда посвящает годы, он оказывается в силах осуществить. Но если человек честен, если им управляют не низкие интересы, не может быть, чтобы, совершив определенное количество ошибок роста, он не смог сказать: "Я не печалюсь, потому что, сколько бы я ни ошибался, жизнь моя всегда была посвящена честным идеалам. А это – счастье. И вот теперь я – на своём месте и сейчас особенно счастлив, потому что никакого другого места мне не нужно".
* * *
Можно ли говорить о цели жизни человека вообще? Нет. Жизнь человека вообще так же бесцельна, как и вся Вселенная. Всё это – движение материи, которое бесконечно во времени и пространстве. Человечество живёт, потому что не может не жить, не размножаться и не прогрессировать в силу объективных законов природы и общества. Правда, человечество подошло к той ступени прогресса, когда оно может уничтожить себя в одно мгновение исторического времени, но такое уничтожение было бы случайным трагическим отклонением от этих законов, т.к. они требуют движения только вперед, к прогрессу.
Вся деятельность человечества вызвана его собственными потребностями, которые растут в процессе этой деятельности и, в свою очередь, вызывают развитие этой деятельности. Если в основе существования человечества лежит необходимость жить и развиваться, то целью жизни отдельного социально развитого человека, по большому счёту, является деятельность, направленная на служение человечеству, и в итоге на прогресс человечества.
Естественно, эта деятельность базируется на удовлетворении личных материальных и духовных потребностей, причём вторые могут стать основными, а то и определяющими...
Буду трудиться, трудиться и трудиться во имя будущей жизни, во имя человека.
* * *
Почему духовные потребности человечества, направленные на служение общественному прогрессу, не могут погаснуть в процессе этого прогресса?
Потому что они не есть нечто сверхъестественное, а рождены этим объективно необходимым прогрессом, питаются этим прогрессом и опережают этот прогресс, увлекая его за собой. Иллюстрация – история.
* * *
Мне не по душе случаи, когда юноша или девушка в 18 – 20 лет открывает сотни мрачных "америк", опираясь на опыт различных теть и дядь, доводящих почти до культа свои обывательские претензии и недовольства.
Тот, кто способен объективно осмысливать наполненную противоречиями жизнь, не может не считать, что за прогресс н а д о б о р о т ь с я – и в крупном, и в малом.
Жизнеосмысление человека лишь тогда становится источником великого благородства (не понять – "донкихотства"!), когда оно, сломав рамки поверхностной констатации жизненных явлений и обывательских выводов из этой констатации, наполняется желанием добровольной активной борьбы за всеохватывающий человеческий прогресс, и в первую очередь непосредственно за будущего человека.
__________________
В порядке исключения, закончу фрагментом из записей, сделанных не в студенческие годы, а уже в нынешнем веке.
"...Я посвятил жизнь созданию нового и борьбе за его реализацию, и та судьба давно показала мне, что творчество, да и вообще увлеченность добрыми делами всегда дают человеку жизненные силы. Это так многообразно! Это – вне возраста. Пока это остается со мной, я буду иметь стимул для жизни...
Да, силы для жизни нужно искать только в работе своей души, в своих добрых заботах, надеждах и увлечениях. И нет другого пути!"
Вижу, что этот фрагмент гармонирует с предыдущими, 60-летней давности. Радуюсь этому и думаю вот о чем. Есть неиссякаемая – подчас ошеломляющая и шокирующая – динамика жизни и есть эстафета высокой нравственности – реально ли обеспечить их сосуществование навек? И вспоминаются мне простые и мудрые слова моего любимого писателя Даниила Гранина: "Кто-то должен..."
Многие начинающие поэты часто становятся похожими по темам и по стилю на "заупокойных" декадентских стихотворцев. В стихотворениях таких ребят мысли и чувства рисуются гораздо более мрачными, призрачными и запутанными, чем они есть на самом деле. Дело в том, что этим авторам хочется писать как-то оригинально, по-своему, поэтому они боятся скатиться в болото идейных рифмоплётов, безвкусные, бесталанные стихи которых часто "красуются" в наших газетах...
Надо понимать, что человеку мешают стать настоящим поэтом две вещи: бесталанность и безыдейность. Настоящий поэт – это талант плюс бесконечная работа над своим мировоззрением. Нельзя, боясь "идейного рифмоплётства", обкрадывать свою духовную жизнь. Работая упорно над развитием в себе таланта, надо не отступать от своих естественных волнений, тревог, радостей, душевных порывов.
Убежден, что талант неизменно расцветал и будет расцветать только на передовом мировоззрении, и надо всегда трезво понимать, что не высокая идея портит "идейные стишки" рифмоплётов, не обращение к старой теме, а бесталанность.
* * *
Я не хочу писать много литературных сочинений. Моя мечта – написать хотя бы одну книгу, возможно, небольшую, но такую, чтобы она на самом деле помогала людям жить. Для этого надо самому пройти сложную и бурную жизнь. Такую жизнь мне даст инженерная работа.
* * *
Мне кажется, я изложил правильные мысли сегодня, когда писал письмо в Ангарск, родителям. Там отметил вот что.
Главное – быть честным человеком и не лентяем по натуре. Нечестность – самый первый результат эгоизма и самомнения, и из нечестности разрастаются все человеческие мерзости.
А бурного океана жизни бояться нечего. Только сама жизнь может привести человека к его истинному месту среди людей.
Нет большой жизни без борьбы и дерзаний, нет борьбы и дерзаний без риска ошибиться. Ошибки роста и страстных порывов не страшны, если человек честен.
Не каждый человек быстро находит своё место в человеческом общежитии, не каждую мечту, которой человек иногда посвящает годы, он оказывается в силах осуществить. Но если человек честен, если им управляют не низкие интересы, не может быть, чтобы, совершив определенное количество ошибок роста, он не смог сказать: "Я не печалюсь, потому что, сколько бы я ни ошибался, жизнь моя всегда была посвящена честным идеалам. А это – счастье. И вот теперь я – на своём месте и сейчас особенно счастлив, потому что никакого другого места мне не нужно".
* * *
Можно ли говорить о цели жизни человека вообще? Нет. Жизнь человека вообще так же бесцельна, как и вся Вселенная. Всё это – движение материи, которое бесконечно во времени и пространстве. Человечество живёт, потому что не может не жить, не размножаться и не прогрессировать в силу объективных законов природы и общества. Правда, человечество подошло к той ступени прогресса, когда оно может уничтожить себя в одно мгновение исторического времени, но такое уничтожение было бы случайным трагическим отклонением от этих законов, т.к. они требуют движения только вперед, к прогрессу.
Вся деятельность человечества вызвана его собственными потребностями, которые растут в процессе этой деятельности и, в свою очередь, вызывают развитие этой деятельности. Если в основе существования человечества лежит необходимость жить и развиваться, то целью жизни отдельного социально развитого человека, по большому счёту, является деятельность, направленная на служение человечеству, и в итоге на прогресс человечества.
Естественно, эта деятельность базируется на удовлетворении личных материальных и духовных потребностей, причём вторые могут стать основными, а то и определяющими...
Буду трудиться, трудиться и трудиться во имя будущей жизни, во имя человека.
* * *
Почему духовные потребности человечества, направленные на служение общественному прогрессу, не могут погаснуть в процессе этого прогресса?
Потому что они не есть нечто сверхъестественное, а рождены этим объективно необходимым прогрессом, питаются этим прогрессом и опережают этот прогресс, увлекая его за собой. Иллюстрация – история.
* * *
Мне не по душе случаи, когда юноша или девушка в 18 – 20 лет открывает сотни мрачных "америк", опираясь на опыт различных теть и дядь, доводящих почти до культа свои обывательские претензии и недовольства.
Тот, кто способен объективно осмысливать наполненную противоречиями жизнь, не может не считать, что за прогресс н а д о б о р о т ь с я – и в крупном, и в малом.
Жизнеосмысление человека лишь тогда становится источником великого благородства (не понять – "донкихотства"!), когда оно, сломав рамки поверхностной констатации жизненных явлений и обывательских выводов из этой констатации, наполняется желанием добровольной активной борьбы за всеохватывающий человеческий прогресс, и в первую очередь непосредственно за будущего человека.
__________________
В порядке исключения, закончу фрагментом из записей, сделанных не в студенческие годы, а уже в нынешнем веке.
"...Я посвятил жизнь созданию нового и борьбе за его реализацию, и та судьба давно показала мне, что творчество, да и вообще увлеченность добрыми делами всегда дают человеку жизненные силы. Это так многообразно! Это – вне возраста. Пока это остается со мной, я буду иметь стимул для жизни...
Да, силы для жизни нужно искать только в работе своей души, в своих добрых заботах, надеждах и увлечениях. И нет другого пути!"
Вижу, что этот фрагмент гармонирует с предыдущими, 60-летней давности. Радуюсь этому и думаю вот о чем. Есть неиссякаемая – подчас ошеломляющая и шокирующая – динамика жизни и есть эстафета высокой нравственности – реально ли обеспечить их сосуществование навек? И вспоминаются мне простые и мудрые слова моего любимого писателя Даниила Гранина: "Кто-то должен..."
Данный материал опубликован в нью-йоркской газете
The Bukharian Times в апреле 2015 года.
The Bukharian Times в апреле 2015 года.