Кое-что о "Gematria" в Globe Institute of Technology
Заметки дилетанта
21 июня в одном из уютных холлов Globe Institute of Technology состояласьвыставка с названием “GEMATRIA”. Мне довелось побывать там, и для меня все происходившее было откровением. Это не было массовым мероприятием, скорее камерным и очень доверительным – пожалуй, не более чем для тридцати специально приглашенных гостей, которых организаторы выставки тепло называли друзьями. А организаторами были Russian-American Arts Foundation, руководимый Мариной Ковалевой, и уже упомянутый мною институт.
По горячим следам этого события я уже дал в нашей газете краткую информацию. Возможно, читателям будет интересно узнать о выставке немного подробнее. Попробую, хотя мои впечатления нельзя характеризовать иначе, как заметки дилетанта (и пусть простят меня профессионалы искусствоведения!).
Вначале, полагаю, следует частично повторить информацию, которая была предложена читателям ранее.
С коротким приветствием к гостям обратилась представитель института Татьяна Горелик. А затем происходило, я бы сказал, некое художественно-философское действо. Именно оно прояснило мне метафорическое название мероприятия – "GEMATRIA". Это слово выражает в Каббале глубокую взаимосвязь совсем разных, на первый взгляд, объектов – слов и чисел. Вот и здесь нам были продемонстрированы гармоничные взаимопроникновение и единство объединенных мистическим началом живописных полотен, живой музыки, пластических танцев, орнаментированных тел молодых танцоров. Настроение присутствующих дополнительно "подогревалось" легкими закусками с прекрасным сухим вином.
Свои работы на выставке представила группа молодых (с моей точки зрения) художников-выходцев из бывшего Советского Союза. Я с интересом и удовольствием побеседовал с некоторыми из них и осознал их тактичное и уважительное отношение к зрителю. Они не навязывают нам идей и восприятия жизни, их таинственные полотна, как волшебная, завораживающая музыка, помогают нам ощутить что-то глубоко личное в отношении окружающего нас мира, помогают нам свободнее мыслить и чувствовать...
Тихо звучит мягкая мелодия, а я беседую с художником Дмитрием Семаковым. Он рассказывает:
- Наша выставка – одно из типичных шоу, отражающих творческое направление, которое называется "MYSTICISM IN ART". В данном случ ае выставка названа "GEMATRIA" – это один из сюжетов, исследуемых нами в своем творчестве. Здесь представлены произведения шести художников, которые сейчас проживают, можно сказать, между Нью-Йорком, Европой и другими частями света. Что касается меня, живу в Нью-Йорке 15 лет. Мы делаем от пяти до десяти выставок в год, и нынешняя – одна из них. Здесь представлены несколько моих работ из серии "Рождение огня". Давайте посмотрим на эту. Я пытаюсь отразить философскую тему обретения людьми огня. О том великом свершении в жизни человечества люди думали веками. Вспомните, например, греческую мифологию. Прометей крадет огонь для людей у Зевса и за это оказывается прикованным к скале и обреченным на постоянные муки...
Я поинтересовался, кого Дмитрий считает своими учителями в искусстве.
- Профессиональное образование получил в Москве, окончил достаточно известный Московский художественный институт памяти 1905 года. Другими словами, получил в искусстве классическое образование, что считаю очень важным. Затем работал в Москве, в Европе, теперь – в Америке. У меня были хорошие преподаватели, и все же, по большому счету, считаю своими главными учителями таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, а также крупных современных художников. Но для молодого художника важно найти его личную "каллиграфию", его уникальное понимание цвета, концепт привлекающего его образа...
Я долго стоял у катрины Дмитрия, на которую он специально обратил мое внимание. Внутри огненной стихии угадываются человеческие фигуры. И трудно понять, то ли видишь языки пламени, то ли – контуры людей. Все выглядит загадочно и, мне кажется, в очень эмоциональном стиле отражает волнующую стихию слияния человеческой воли и энергии с энергией огня в нечто единое и могущественное для дальнейших свершений человека на Земле.
Художник Василий Кафанов сказал мне, что никогда не объясняет свои картины. Он хочет оставить зрителю простор для развития собственного восприятия мира при встрече с полотнами художника. Картины В. Кафанова включают элементы реалистического изображения, но в целом это некий символ мироощущения художника, который может трансформироваться в определенное мироощущение зрителя – подобно тому, что происходит, когда, к примеру, слушаешь волнующую тебя симфонию.
Вот одна из картин этого художника. Очень красивый старинный городской фон – может быть, это Венеция, может быть совсем другой город. Водная поверхность. И на переднем плане сидят двое: женщина в задумчивости и еще кто-то – возможно, это женщина, возможно, нет... второй человек как бы растворяется в пространстве. И в общем, я думаю, эта картина несет в себе ощущение полной гармонии жизни.
Я иногда в старых городах Германии, Чехии ощущал это. Мне казалось: настолько сливается человек, его душа с тем, что окружает его, что ничего плохого в таком прекрасном мире быть не может. Это, конечно, заблуждение, преувеличение, но, тем не менее, когда художник показывает зрителям момент замечательной гармонии людей и города – он побуждает нас щедро творить добро на подаренной нам судьбой маленькой планете Земля.
Интереная экспозиция, представленная художником Артемом Миролевичем, стимулировала меня побеседовать и с ним.
- Мы не навязываем зрителю никакой четкой концепции, наоборот настаиваем на том, что картина не должна быть расшифрована ему до конца, что он должен свободно воспринимать ее и сам сформировать свое ощущение, глядя на изображение. Конечно, когда я делаю картину, у меня есть какая-то определенная собственная концепция, которая, кстати, нередко претерпевает эволюцию в ходе работы над картиной, становится более глубокой, многослойной. Хочется, чтобы мои картины по своей философии всегда были многоплановы, к этому стремлюсь.
Полагаю, что картина должна затрагивать по-разному не только разных людей, но, может быть, и одного человека на разных этапах его жизни, даже в разное время суток, в разные дни недели. У человека возле картины должен создаваться простор для мировосприятия, раздумий...
Артема я тоже спросил о его учителях, истоках его творчества. Он ответил, что учится на фильмах, книгах, музыке, живописи, которые не являются одноплановыми, к которым можно возвращаться, по-новому понимая что-то в глубинах их содержания (и в этом, уверен художник, есть какая-то радость жизни тоже).
Мы с Артемом стояли возле его очень интересной картины. Крупно, на переднем плане, показано задумчивое лицо Альберта Эйнштейна, а в отдалении, за каким-то узорчатым сплетением, мы видим лицо мальчика, который завороженно глядит на великого ученого. Я вдруг осознал, что картина наполняет новой энергией, делает эмоциональнее и оптимистичнее мое ощущение вечности жизни и вечности человеческого интереса к познанию окружающего мира...
Мне удалось побеседовать и с Татьяной Горелик.
- Это у вас первая выставка, посвященная русским мастерам?
- Нет, это уже четвертая выставка, проводимая в Globe Institute of Technology в рамках "Недели русского наследия''эти выставки организуются по инициативе Марины Ковалевой).
- Видимо, на прошлых выставках были представлены другие художественные направления?
- Вы правы. У нас выставлялись и сюрреалисты, и традиционные реалисты, в частности советской школы, мы показывали изумительные шитые изделия художницы Людмилы Успенской, включая самые настоящие картины, а также российский постмодернизм.
- У вас действительно хорошая традиция.
- Да, это так. А если говорить в целом о наших творческих выставках, то они бывают практически каждый месяц. Выставлялись экспонаты из многих стран, причем работы очень высокого уровня. Мы гордимся тем, что имеем возможность активно работать в данном направлении.
Я искренне признателен организаторам выставки и ее 'действующим лицам'! Для меня она была интересной и познавательной.
По горячим следам этого события я уже дал в нашей газете краткую информацию. Возможно, читателям будет интересно узнать о выставке немного подробнее. Попробую, хотя мои впечатления нельзя характеризовать иначе, как заметки дилетанта (и пусть простят меня профессионалы искусствоведения!).
Вначале, полагаю, следует частично повторить информацию, которая была предложена читателям ранее.
С коротким приветствием к гостям обратилась представитель института Татьяна Горелик. А затем происходило, я бы сказал, некое художественно-философское действо. Именно оно прояснило мне метафорическое название мероприятия – "GEMATRIA". Это слово выражает в Каббале глубокую взаимосвязь совсем разных, на первый взгляд, объектов – слов и чисел. Вот и здесь нам были продемонстрированы гармоничные взаимопроникновение и единство объединенных мистическим началом живописных полотен, живой музыки, пластических танцев, орнаментированных тел молодых танцоров. Настроение присутствующих дополнительно "подогревалось" легкими закусками с прекрасным сухим вином.
Свои работы на выставке представила группа молодых (с моей точки зрения) художников-выходцев из бывшего Советского Союза. Я с интересом и удовольствием побеседовал с некоторыми из них и осознал их тактичное и уважительное отношение к зрителю. Они не навязывают нам идей и восприятия жизни, их таинственные полотна, как волшебная, завораживающая музыка, помогают нам ощутить что-то глубоко личное в отношении окружающего нас мира, помогают нам свободнее мыслить и чувствовать...
Тихо звучит мягкая мелодия, а я беседую с художником Дмитрием Семаковым. Он рассказывает:
- Наша выставка – одно из типичных шоу, отражающих творческое направление, которое называется "MYSTICISM IN ART". В данном случ ае выставка названа "GEMATRIA" – это один из сюжетов, исследуемых нами в своем творчестве. Здесь представлены произведения шести художников, которые сейчас проживают, можно сказать, между Нью-Йорком, Европой и другими частями света. Что касается меня, живу в Нью-Йорке 15 лет. Мы делаем от пяти до десяти выставок в год, и нынешняя – одна из них. Здесь представлены несколько моих работ из серии "Рождение огня". Давайте посмотрим на эту. Я пытаюсь отразить философскую тему обретения людьми огня. О том великом свершении в жизни человечества люди думали веками. Вспомните, например, греческую мифологию. Прометей крадет огонь для людей у Зевса и за это оказывается прикованным к скале и обреченным на постоянные муки...
Я поинтересовался, кого Дмитрий считает своими учителями в искусстве.
- Профессиональное образование получил в Москве, окончил достаточно известный Московский художественный институт памяти 1905 года. Другими словами, получил в искусстве классическое образование, что считаю очень важным. Затем работал в Москве, в Европе, теперь – в Америке. У меня были хорошие преподаватели, и все же, по большому счету, считаю своими главными учителями таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, а также крупных современных художников. Но для молодого художника важно найти его личную "каллиграфию", его уникальное понимание цвета, концепт привлекающего его образа...
Я долго стоял у катрины Дмитрия, на которую он специально обратил мое внимание. Внутри огненной стихии угадываются человеческие фигуры. И трудно понять, то ли видишь языки пламени, то ли – контуры людей. Все выглядит загадочно и, мне кажется, в очень эмоциональном стиле отражает волнующую стихию слияния человеческой воли и энергии с энергией огня в нечто единое и могущественное для дальнейших свершений человека на Земле.
Художник Василий Кафанов сказал мне, что никогда не объясняет свои картины. Он хочет оставить зрителю простор для развития собственного восприятия мира при встрече с полотнами художника. Картины В. Кафанова включают элементы реалистического изображения, но в целом это некий символ мироощущения художника, который может трансформироваться в определенное мироощущение зрителя – подобно тому, что происходит, когда, к примеру, слушаешь волнующую тебя симфонию.
Вот одна из картин этого художника. Очень красивый старинный городской фон – может быть, это Венеция, может быть совсем другой город. Водная поверхность. И на переднем плане сидят двое: женщина в задумчивости и еще кто-то – возможно, это женщина, возможно, нет... второй человек как бы растворяется в пространстве. И в общем, я думаю, эта картина несет в себе ощущение полной гармонии жизни.
Я иногда в старых городах Германии, Чехии ощущал это. Мне казалось: настолько сливается человек, его душа с тем, что окружает его, что ничего плохого в таком прекрасном мире быть не может. Это, конечно, заблуждение, преувеличение, но, тем не менее, когда художник показывает зрителям момент замечательной гармонии людей и города – он побуждает нас щедро творить добро на подаренной нам судьбой маленькой планете Земля.
Интереная экспозиция, представленная художником Артемом Миролевичем, стимулировала меня побеседовать и с ним.
- Мы не навязываем зрителю никакой четкой концепции, наоборот настаиваем на том, что картина не должна быть расшифрована ему до конца, что он должен свободно воспринимать ее и сам сформировать свое ощущение, глядя на изображение. Конечно, когда я делаю картину, у меня есть какая-то определенная собственная концепция, которая, кстати, нередко претерпевает эволюцию в ходе работы над картиной, становится более глубокой, многослойной. Хочется, чтобы мои картины по своей философии всегда были многоплановы, к этому стремлюсь.
Полагаю, что картина должна затрагивать по-разному не только разных людей, но, может быть, и одного человека на разных этапах его жизни, даже в разное время суток, в разные дни недели. У человека возле картины должен создаваться простор для мировосприятия, раздумий...
Артема я тоже спросил о его учителях, истоках его творчества. Он ответил, что учится на фильмах, книгах, музыке, живописи, которые не являются одноплановыми, к которым можно возвращаться, по-новому понимая что-то в глубинах их содержания (и в этом, уверен художник, есть какая-то радость жизни тоже).
Мы с Артемом стояли возле его очень интересной картины. Крупно, на переднем плане, показано задумчивое лицо Альберта Эйнштейна, а в отдалении, за каким-то узорчатым сплетением, мы видим лицо мальчика, который завороженно глядит на великого ученого. Я вдруг осознал, что картина наполняет новой энергией, делает эмоциональнее и оптимистичнее мое ощущение вечности жизни и вечности человеческого интереса к познанию окружающего мира...
Мне удалось побеседовать и с Татьяной Горелик.
- Это у вас первая выставка, посвященная русским мастерам?
- Нет, это уже четвертая выставка, проводимая в Globe Institute of Technology в рамках "Недели русского наследия''эти выставки организуются по инициативе Марины Ковалевой).
- Видимо, на прошлых выставках были представлены другие художественные направления?
- Вы правы. У нас выставлялись и сюрреалисты, и традиционные реалисты, в частности советской школы, мы показывали изумительные шитые изделия художницы Людмилы Успенской, включая самые настоящие картины, а также российский постмодернизм.
- У вас действительно хорошая традиция.
- Да, это так. А если говорить в целом о наших творческих выставках, то они бывают практически каждый месяц. Выставлялись экспонаты из многих стран, причем работы очень высокого уровня. Мы гордимся тем, что имеем возможность активно работать в данном направлении.
Я искренне признателен организаторам выставки и ее 'действующим лицам'! Для меня она была интересной и познавательной.